Аналитические статьи

Хотели приватизацию - получили национализацию или о том, как национальное благосостояние превращают в Сбербанк

На днях в правительство был передан Центробанком и Минфином законопроект, предусматривающий покупку государством за счет средств ФНБ акций Сбербанка у Банка России (выкуп портфеля в 50%+1 акция).

Ожидается, что сделка состоится по средней цене за последние полгода перед началом сделки. Например, если использовать на дневном графике индикатор Moving Average по экспоненциальному методу и задать количество периодов 182, то можно получить один из вариантов такой средней цены за последние полгода, в частности, на 12 февраля она равна 238,3 руб.

Учитывая объем выпуска, равный 21 586 948 000[1], получаем, что половина акций по указанной средней цене будет стоить примерно 2,572 трлн руб.

Фонд национального благосостояния по данным официального сайта Минфина на 01 февраля составил 7,84 трлн руб. (6,9% ВВП)[2]. Таким образом, треть ФНБ будет инвестирована в акции Сбербанка.

Если предположить, что Банк России распродаст за рубли валюту из ФНБ на 2,572 трлн руб. для обеспечения сделки, то может показаться, что такие действия в краткосрочном периоде приведут к существенному восстановлению рубля.

Однако следует учитывать, что 75% прибыли Банка России направляется в федеральный бюджет[3]. А балансовая стоимость продаваемого портфеля акций в 2018 году Банком России оценивалась в пределах всего 73 млрд руб.[4] Таким образом, прибыль мегарегулятора от сделки может составить порядка 2,5 трлн руб. При таком раскладе 1,875 трлн руб. Банк России должен будет вернуть обратно государству.

Проводя клиринг всех этих операций, очевидно, что из ФНБ достаточно перевести Банку России всего 625 млрд руб. Более того, большой вопрос, нужны ли Банку России рубли? То есть, нельзя исключать, что в итоге просто часть валюты ФНБ с помощью различных способов окажется на собственных счетах Банка России.

При этом у ЦБ РФ появится обязательство передать в перспективе государству порядка 1,875 трлн руб. Указанные средства будут выплачиваться также за счет ФНБ. Учитывая 7%- й барьер на расходование средств ФНБ, очевидно, что выплаты будут проводиться равномерно на протяжении ближайших 4-х лет (следующие выборы Президента России запланированы в 2024 году). То есть в среднем в год государство сможет «обналичивать» порядка 470 млрд руб. ФНБ. При этом Банк России должен будет регулярно продавать валюту для обеспечения необходимого количества рублей. Это порядка 39 млрд руб. в месяц. Для сравнения среднемесячный оборот на валютном рынке МосБиржи за последние 12 месяцев составил 25,477 трлн руб.[5] То есть такие продажи валюты не являются существенными. Более того, не стоит забывать, что в рамках бюджетного правила Банк России может продолжить покупки валюты на поступающие нефтяные доходы. Иными словами эти операции будут уравновешивать друг друга.

Отдельно стоит отметить, что Банк России может и не продавать валюту, а передать государству права требования к тому же Сбербанку по субординированным займам или права требования по депозиту ВЭБ.РФ. Для примера размер обязательств Сбербанка перед ЦБ РФ по привлеченным МБК на 01.01.2020 составил 538 млрд руб.[6] А обязательства ВЭБ.РФ перед Банком России по процентным кредитам и депозитам по состоянию на 30 сентября 2019 года составила 219,4 млрд руб.[7] То есть почти 40% обязательств из 1,875 трлн руб. может быть закрыто не деньгами, а передачей прав требований.

Таким образом, Банку России останется вернуть 1,118 трлн руб. То есть в среднем в год где-то по 280 млрд руб. Для этого достаточно продавать ежемесячно валюты всего на 23,33 млрд руб. Что составляет от среднемесячного объема торгов на валютном рынке МосБиржи всего 0,09%.

Если обратить внимание на объем отложенных покупок валюты в рамках бюджетного правила, то с 1 февраля 2019 года и на протяжении 36 месяцев (3-х лет) ежедневные объемы покупок составят 2,8 млрд руб.[8] С учетом среднего количества торговых сессий в месяц получается порядка 56 млрд руб., что более чем вдвое больше, чем предполагаемый объем продаж (23,33). Учитывая эти данные, можно предполагать, что склонность рубля к ослаблению скорее сохранится. По крайней мере эффект от предполагаемой продажи валюты полностью нивелируется более существенными покупками. Опять же проводя клиринг данных операций на выходе получаем, что ЦБ РФ продолжит скупку валюты, но вдвое меньших объемах. Таким образом, фактор влияния Банка России и Бюджетного правила на валютные курсы уменьшится.

Кроме того, если обратить внимание, что часть рублей, которая ранее «сковывалась» бюджетным правилом, наконец, попадет в экономику, то это скорее будет ослабляющим фактором для рубля в краткосрочной перспективе в силу увеличения предложения рублей.

Ключевым фактором неопределенности в данном случае остается динамика цен на нефть. Очевидно, что все указанные действия приводят к ослаблению действия бюджетного правила, то есть к усилению зависимости национальной валюты от цен на «черное золото». Текущие цены на нефть остаются на достаточно низких уровнях. Так, потенциал восстановления цен на нефть Brent к среднему значению за последние десять лет превышает 20%. Поэтому в случае оживления мировой экономики, рост цен на углеводороды окажет существенную поддержку национальной валюте. И в этом случае факторы ослабления и укрепления рубля вновь могут оказаться сбалансированными.

 

Кузьмин Алексей

Директор по развитию и стратегическому планированию

АО «НФК-Сбережения»



[1] Источник: https://www.moex.com/ru/issue.aspx?board=TQBR&code=SBER

[2] Источник: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=27068-obem_fonda_natsionalnogo_blagosostoyaniya

[3] Статья 26 Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2020)

[4] Стр 312 Годовой отчет Банка России за 2018 год. Источник: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/19699/ar_2018.pdf

[5] Собственные расчеты на базе данных. Источник данных: https://www.moex.com/ru/ir/interactive-analysis.aspx#

[6] Источник: http://www.kuap.ru/banks/1481/balances/

[7] Стр 22. Промежуточная сокращенная консолидированная финансовая отчетность (30 сентября 2019 г.). Источник: https://вэб.рф/files/?file=e579d59a48b31d14ff1e306e6d2e50e0.pdf

[8] Источник: https://cbr.ru/press/PR/?file=25012019_090000reliz.htm

Другие новости

Рубль в стремлении к слому негативных тенденций

Почему слабеет рубль и каковы предпосылки для его восстановления?

О том, как Банк России боролся с монополией банков и экономику поддерживал

Банк России потерял управление над ставками?

ПИР во время чумы на Московской бирже

Решения мегарегулятора на ближайших заседаниях могут быть сверхагрессивными

Летом фондовые индикаторы могут последовать на юг

Нефть продолжает удерживаться вблизи $40. Формат ОПЕК+ вновь воспринимают договороспособным. Ограничения по добыче действуют.

Смена парадигмы или почему весь мир скупает российские долги

Глобальный тренд на снижение ставок со стороны монетарных властей большинства стран сохраняется.

Несколько факторов для оптимистичного настроя инвесторов

Торги начала мая проходят в относительно благоприятном ключе.

Куда пойдут дешевые деньги Банка России?!

В ближайшую пятницу (24 апреля) состоится очередное заседание Совета директоров Банка России, по итогам которого глава ЦБ РФ проведет пресс-конференцию.